ПРАКТИЧЕСКИЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

 

БУХГАЛТЕР И КОМПЬЮТЕР

БУХГАЛТЕРИЯ И БАНКИ

КНИГИ МИХАИЛА КРЕЧМАРА

   
   
 
Перейти на главную страницу   | Написать письмо  | Распечатать  | Найти на Google
 
    новости
    календарь бухгалтера
    720 часов
    рекламодателям
    подписка
    обратная связь
    вопрос-ответ
    работа
       вакансии
    контакты
 
     Новости
  Подписаться на новости
 






ПРАКТИЧЕСКИЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И КОММЕНТАРИИ
проверки фсс россии

Окончание. Начало в «ПБУ» № 7•2009

Выездная проверка

Документальная выездная проверка может быть вызвана необходимостью контроля за правильностью:

  • расходования страхователем средств на цели обязательного социального страхования — выплат пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременных и ежемесячных пособий на детей и т. д.;
  • начисления и уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за расходами страхователя в счёт уплаты этих взносов.

Процедура первого вида проверки регламентируется указаниями № 81. В рамках данного вида контроля у страхователей, применяющих специальные режимы налогообложения, кроме того, проверяется правильность исчисления и уплаты добровольных страховых взносов.

При втором виде проверки порядок её осуществления регулируется упомянутыми указаниями № 82.

Оба вида контроля могут осуществляться в ходе одной проверки (п. 2 указаний № 81 и п. 3 указаний № 82). Поэтому порядок проведения этих видов документальных выездных проверок един и не зависит от целей контроля. Отличаются только формы документов, которые сотрудники ФСС России оформляют при назначении, проведении и окончании контрольных мероприятий. Так, при назначении выездной проверки одновременно по двум видам контроля составляются два решения, в которых указывается цель каждой проверки (подробнее — см. ниже).

Обычно выездные проверки осуществляются в соответствии с квартальным планом, который утверждается руководителем отделения фонда.

Помимо этого в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве подготавливаться к проверке надлежит страхователям, у которых:

  • имеются задолженности по уплате страховых взносов и других обязательных платежей в Фонд;
  • произошло резкое изменение начисленных сумм работникам при сохранении их численности, —

а также тем, которые нерегулярно представляют расчётную ведомость (п. 2 указаний № 82).

Кандидатов на выездную документальную проверку отделения фонда отбирают при помощи Единой интегрированной информационной системы «Соцстрах» (ЕИИС «Соцстрах»).

О назначении проверки, её целях и составе проверяющих руководитель территориального отделения ФСС России либо его заместитель выносит специальное решение (форма решения о проведении документальной выездной проверки на каждый вид проверки приведена в приложении 1 к соответствующим указаниям № 81 и № 82). С этим документом проверяющие должны ознакомить страхователя непосредственно в день начала проверки (п. 5 указаний № 81 и № 82).

Выездная проверка, проводимая Фондом социального страхования РФ, так же как и налоговая проверка, может охватить не больше трёх лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о её проведении (п. 6 указаний № 81 и № 82).

Если же страхователь был рекомендован для включения в план проведения документальных выездных проверок по результатам камеральной проверки, то проверке подлежат три календарных года, предшествующих году проведения проверки, и законченный отчётный период года, в котором осуществлялась указанная камеральная проверка.

Пример 1

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В июле 2009 года территориальным отделением фонда проверена отчётность организации по социальному страхованию за первое полугодие 2009 года. По результатам камеральной проверки были выявлены нарушения, связанные с порядком расходования средств этого вида страхования, и даны рекомендации для включения страхователя в план выездных проверок.

При назначении выездной проверки в текущем году в этом случае могут быть проверены документы страхователя за 2006, 2007, 2008 годы, а также за первое полугодие 2009 года.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Обычно срок проведения выездной проверки составляет один месяц (п. 7 указаний № 81 и № 82). Отсчёт этого срока ведётся от дня предъявления решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведённой проверке.

При наличии у страхователя филиалов или (и) представительств срок проверки увеличивается. На проверку каждого из указанных подразделений добавляется не более одного месяца.

Лицо, осуществляющее проверку, может ходатайствовать о продлении её срока до двух месяцев, а в исключительных случаях — и до трёх месяцев. Для этого ему придётся обратиться с мотивированным запросом к руководителю отделения фонда. Поскольку именно он вправе принимать соответствующее решение.

Проверка может быть и приостановлена. Приостановление и возобновление проведения проверки оформляются решениями руководителя (его заместителя) отделения фонда. В решении о приостановлении обязательно должны быть указаны дата приостановления проверки, а также обстоятельства, вызвавшие необходимость приостановки. В решении же о возобновлении проверки помимо даты «возобновления» также даются ссылки на те решения, на основании которых проверка была назначена и приостановлена (формы соответствующих решений приведены в приложениях 2 и 3 к указаниям № 81 и № 82).

На подготовительном этапе проведения проверки (не более двух дней до её начала) специалисты отделения фонда «набирают» материал по проверяемому страхователю:

  • в части обязательного социального страхования — сведения о соцстраховских расходах, выделенных в проверяемом периоде суммах возмещения, установленных ассигнованиях на оздоровление детей, санаторно-курортное лечение работников (п. 9 указаний № 81);
  • в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве — основной вид экономической деятельности, класс профессионального риска, страховой тариф страхователя, отчётные данные по средствам фонда, выплаты в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы, в том числе выплаты в пользу работающих инвалидов, сведения о расчётах со страхователем и др. (п. 9 указаний № 82).

В последний день проверки проводивший её специалист фонда обязан составить справку и вручить её страхователю. Справка должна быть составлена по форме, приведённой в приложении 8 к указаниям № 81 и № 82.

В ходе выездной проверки, как и при камеральной, у страхователя могут запросить документы. Они указываются в требовании (форма требования о представлении документов приведена в приложении 6 к указаниям № 81 и № 82 и приложении 1 к указаниям № 110).

Оформление результатов проверок

По результатам камеральной проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении страхователем нарушений:

  • порядка уплаты страховых взносов;
  • расходования средств обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, —

лицом, проводившим такую проверку, составляется акт камеральной проверки по установленной форме (приложения 4, 5). На оформление данного акта страховщику даётся 10 рабочих дней.

По результатам документальной проверки по каждому виду страхования оформляется акт по форме, приведённой в приложении 9 к указаниям № 81 и № 82 (индексы «с/с» и «н/с» соответственно). Акт должен быть составлен не позднее двух месяцев после составления справки о проведённой проверке (п. 13 указаний № 81 и № 82).

Оформленный акт состоит из трёх частей: вводной, описательной и итоговой (п. 15 указаний № 81 и № 82).

Вводная часть акта (общие положения) представляет собой общие сведения о проводимой проверке и страхователе.

В описательной части проверки проверяющие излагают документально подтверждённые факты выявленных нарушений:

  • в части обязательного социального страхования приводятся выявленные нарушения в расходовании соцстраховских средств или в начислении и уплате страховых взносов в добровольном порядке;
  • в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве — нарушения в начислении, уплате страховых взносов и расходовании этих средств.

Если в ходе проверки не выявлено нарушений, то в акте делается запись об отсутствии таковых (п. 16 указаний № 81 и № 82).

В итоговой части акта (заключения) приводятся данные по нарушениям в случае их установления в ходе проверки.

По обязательному социальному страхованию таковыми могут быть, в частности, сведения:

  • о расходах, произведённых страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативно-правовых актов либо не подтверждённых документами в установленном порядке;
  • о не принятых к зачёту в счёт начисленной составляющей ЕСН;
  • о не принятых к зачёту в счёт страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности;
  • о наличии задолженности по страховым взносам, в том числе в связи с непринятием к зачёту расходов в счёт страховых взносов, подлежащих уплате в фонд;
  • о суммах выявленных недоплат по пособиям.

По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, в частности, приводятся:

  • сведения о доначисленных страховых взносах;
  • факты задержки страховых выплат в установленные сроки;
  • расчёт пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам (помесячно), с учётом произведённых страхователем расходов в счёт средств фонда, излишне уплаченных страхователем взносов и задолженности территориального отделения фонда страхователю;
  • факты выявленных проверкой нарушений порядка уплаты страховых взносов, за совершение которых к страхователям должны быть применены штрафные санкции, предусмотренные статьёй 19 закона № 125-ФЗ в порядке, установленном частью первой НК РФ.

Проверяющими в итоговой части приводятся также и предложения по устранению нарушений, установленных в ходе проверки (п. 18 указаний № 81 и № 82).

Подписанный проверяющими акт вручается руководителю организации (обособленного подразделения), предпринимателю (их представителям) под расписку. Если эти лица откажутся подписать акт, то на его последней странице делается соответствующая отметка. В этом случае акт направляется по почте заказным письмом или передаётся иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При направлении акта по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день начиная с даты его отправки (п. 20–22 указаний № 81 и № 82, п. 8 указаний № 110).

Страхователь в случае несогласия с изложенными в акте фактами вправе в течение 15 рабочих дней со дня его получения представить в соответствующее отделение фонда письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом либо по его отдельным положениям (п. 23 указаний № 81 и № 82, п. 8 указаний № 110).

По истечении указанных 15 рабочих дней руководитель (его заместитель) территориального отделения фонда должен принять решение по результатам рассмотрения акта и других материалов проверки. На это ему отводится 10 дней.

Материалы проверки надлежит рассматривать в присутствии должностных лиц страхователя. О времени и месте их рассмотрения отделение фонда должно известить страхователя заблаговременно, используя специальную форму уведомления (приложение 10 к указаниям № 81 и № 82, приложение 6 к указаниям № 110).

По итогам выездной проверки по каждому виду страхования принимаются различные решения. А вот по камеральной проверке и выездной проверке по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве варианты принятия решений одинаковые.

По результатам рассмотрения материалов проверки по обязательному социальному страхованию руководитель территориального отделения фонда может принять следующие решения:

  • о непринятии к зачёту расходов, произведённых страхователем — плательщиком ЕСН на цели обязательного социального страхования;
  • о непринятии расходов, произведённых страхователем — работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счёт средств, полученных от отделения фонда на указанные цели;
  • о направлении уведомления о наличии задолженности по добровольным страховым взносам на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности страхователю — работодателю, уплачивающему добровольно в фонд страховые взносы.

Решения оформляются по установленной для каждой категории страхователей форме (приложения 12, 13, 14 к указаниям № 81).

Соответствующее решение принимается в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения материалов проверки. По проверкам, в ходе которых не выявлены нарушения, решение руководителем отделения фонда не принимается.

На основании этого решения отделение фонда предлагает страхователю отразить суммы не принятых к зачёту расходов в бухгалтерском учёте и расчётной ведомости по средствам фонда (раздел I) и представить в инспекцию ФНС России уточнённый расчёт по авансовым платежам по ЕСН. При этом исправления в отчётность вносятся в том периоде, в котором расходы не были приняты к зачёту.

Пример 2

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Территориальным отделением фонда в июне 2009 года проведена выездная проверка организации. По её результатам выявлено нарушение в расходовании страхователем средств соцстраха в апреле 2008 года. По решению к зачёту не приняты расходы по социальному страхованию в сумме 4025 руб., выплаченной по листку временной нетрудоспособности за период с 10 по 16 апреля.

Организация согласно полученному решению обязана внести исправления в расчётные ведомости по средствам ФСС России 4-ФСС РФ за первое полугодие 2008 года, 9 месяцев этого года и в целом за данный год. Не принятая к зачёту сумма отражается по строке 5 раздела I формы 4-ФСС РФ. Причём в отчёте за первое полугодие она указывается по подстроке «За отчётный квартал (месяцы)» — «апрель», в двух же остальных — по подстроке «На начало квартала».

Уточнённые формы расчётных ведомостей страхователю надлежит представить в территориальное отделение фонда.

Помимо этого организации, как плательщику ЕСН, необходимо внести исправления в расчёты авансовых платежей по этому налогу за первое полугодие и 9 месяцев 2008 года и налоговую декларации за этот год. Оформленные с учётом исправлений уточнённые расчёты и уточнённая декларация представляются в налоговую инспекцию.

При уплате налогоплательщиком недостающей суммы ЕСН — 4025 руб. — и соответствующих ей пеней до момента представления уточнённых расчётов и налоговой декларации он освобождается от налоговой ответственности (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Уточнённые расчёты и декларацию плательщику ЕСН желательно представить потому, что отделение фонда в течение 10 дней после вынесения решения о непринятии к зачёту расходов направляет его в налоговую инспекцию, в которой налогоплательщик состоит на учёте.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Страхователи, применяющие специальные налоговые режимы, при выявлении нарушений в расходовании выделенных территориальным отделением фонда средств обязаны их вернуть. На возврат денег отделение фонда направит такому страхователю требование по установленной форме (приложение 15 к указаниям № 81). Срок для направления требования — 10 рабочих дней с момента вступления решения в силу. Если страхователь не возвратит использованные не по целевому назначению денежные средства в срок, указанный в требовании, то отделением фонда подаётся иск в суд на их взыскание.

При выявлении в ходе проверки страхователя — работодателя, применяющего специальный налоговый режим, задолженности по добровольно уплачиваемым страховым взносам отделение фонда направляет ему уведомление о наличии задолженности (форма уведомления приведена в приложении 16 к указаниям № 81). В уведомлении указывается период, за который образовалась задолженность, сумма задолженности по страховым взносам и срок, в течение которого она должна быть погашена, — не позднее срока уплаты страховых взносов за следующий месяц.

Если страхователь не уплатит задолженность в указанный в уведомлении срок, то руководителем отделения фонда принимается решение о прекращении отношений по добровольной уплате страховых взносов (форма решения приведена в приложении 17 к указаниям № 81) с месяца, следующего за последним месяцем, за который были уплачены данные страховые взносы.

По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки и проверки по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве руководитель отделения фонда может принять следующие решения:

  • о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве;
  • об отказе в привлечении к ответственности.

Соответствующие решения принимаются в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения материалов проверки. Формы указанных решений приведены в приложениях 8 и 9 к указаниям № 110, приложениях 12 и 13 к указаниям № 82.

Решение об отказе в привлечении к ответственности выносится при отсутствии нарушений в части неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по указанному виду страхования.

В случае выявления у страхователя недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и пеней суммы задолженности фиксируются либо в решении о привлечении к ответственности, либо в решении об отказе в привлечении к ответственности.

В принятом решении указывается срок, в течение которого лицо, в отношении которого оно вынесено, вправе его обжаловать в порядке, определённом законодательством РФ.

Копия решения вручается страхователю (его представителю) под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения страхователем (его представителем).

Принятое решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

На основании этого решения отделением фонда направляется страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам от травматизма, пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей (формы требования приведены в приложении 10 к указаниям № 110 и в приложении 14 к указаниям № 82). Данное требование направляется страхователю в десятидневный срок с момента вступления в силу соответствующего решения.

Срок исполнения обязанности по уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, указываемый в требовании, определяется отделением фонда. Если же он не указан, то требование об уплате должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения.

При неуплате указанных в требовании сумм недоимки по страховым взносам пени и штрафы могут быть взысканы в принудительном порядке на основании решения руководителя отделения фонда (форма используемого решения приведена в приложении 11 к указаниям № 110 и в приложении 15 к указаниям № 82). Для этого в банк, в котором открыты счета страхователя, направляется поручение на списание и перечисление на счёт отделения фонда необходимых денежных средств.

Такое решение о взыскании руководителю отделения фонда надлежит вынести после истечения срока, установленного в требовании, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Оно, в свою очередь, также должно быть доведено до сведения страхователя в течение шести дней после его вынесения.

Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае отделение фонда может обратиться в суд с иском о взыскании со страхователя причитающейся к уплате суммы недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

При несогласии страхователя с выносимыми отделением фонда решениями он вправе их оспорить в арбитражном суде.

В заключение отметим, что с 1 января 2010 года намечается замена ЕСН страховыми взносами, которые надлежит уплачивать, в том числе и в Фонд социального страхования РФ. Фонд, по всей вероятности, будет заниматься и администрированием страховых взносов на обязательное социальное страхование. Скорее всего, фонд утвердит и новые методические указания по проведению камеральных и выездных проверок. Но приведённый выше порядок осуществления проверок по обязательному социальному страхованию, на наш взгляд, продолжат использовать как минимум ещё три года — пока не выпадет из проверяемого периода 2009 год.

Выносы:

Поводом для включения страхователя в плановую проверку для страховщика могут оказаться:

  • значительные расходы, произведённые по обязательному социальному страхованию обычному и от несчастных случаев на производстве;
  • систематическое превышение расходов по упомянутым видам страхования над начисленными суммами ЕСН или взносов;
  • упомянутые рекомендации специалистов фонда, проводивших камеральные проверки (п. 2 указаний № 81 и № 82).

Страхователь может подвергнуться и повторной проверке за тот же период и по тем же основаниям. Происходит это в следующих случаях:

  • в связи с реорганизацией или ликвидацией организации;
  • в порядке контроля деятельности территориального отделения фонда, проводившего проверку;
  • представления страхователем уточнённой расчётной ведомости (формы 4-ФСС РФ), если в ней указаны данные в меньшем (большем) размере, чем в ранее представленном документе (п. 8 указаний № 81 и № 82)

(формы решений о проведении повторной проверки приведены в приложениях 4 и 5 к указаниям № 81 и № 82).

Заверенные копии истребуемых документов представляются в отделение фонда в десятидневный срок. Если представить их в этот срок страхователь не может, то на следующий день после получения требования об этом нужно письменно уведомить проверяющих и указать причину. Также необходимо сообщить приемлемый срок, в течение которого он сможет представить истребуемые документы. Рассмотрев указанные страхователем причины, руководитель отделения фонда за два дня должен принять решение о продлении срока или же об отказе в нём (форма решения приведена в приложении 7 к указаниям № 81 и № 82 и приложении 2 к указаниям № 110) (п. 10 указаний № 81 и № 82, п. 8 указаний № 110).

В случае неявки должностных лиц материалы проверки и представленные страхователем возражения, объяснения, другие документы рассматриваются в их отсутствие. По результатам рассмотрения материалов проверки составляется протокол, форма которого приведена в приложении 11 к указаниям № 81 и 82 и приложении 7 к указаниям № 110.

Копия решения руководителя отделения фонда вручается страхователю (его представителю) под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения страхователем (его представителем).

Копия решения вручается страхователю (его представителю) под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения страхователем (его представителем).

ПОИСК ПО САЙТУ

расширенный поиск
 
мониторинг законодательства
 
07.08.2013 Если получено несколько патентов
 
02.08.2013 Возможно ли учесть адресную рассылку в рекламных расходах
 
02.08.2013 Опоздавшие не теряют право на льготы
 
31.07.2013 Если автомобиль был приобретен до регистрации в качестве ПБОЮЛ
 
30.07.2013 Когда не надо уведомлять ИФНС о среднесписочной численности
 
 
 Фотогалерея

вход в галерею